Сёрен Кьеркегор, известный философ и писатель, рассматривал гордость не только как эмоцию или черту характера, но и как экзистенциальную проблему, которая связана с отчуждением человека от Бога и его подлинной самости. В своих работах Кьеркегор видел в гордости форму отчаяния, в которой человек либо отказывается признать свою зависимость от Бога, либо пытается создать себя самостоятельно, отвергая свою сущность как творение Бога.
Гордость как форма отчаяния
В «Болезни к смерти» (1849) Кьеркегор описывает различные уровни отчаяния, и на одном из них гордость предстает как иллюзия автономии. Человек гордится собой, но его гордость носит защитный характер:
Он не хочет зависеть ни от кого, даже от Бога. Он не принимает свою конечность, пытаясь построить самость только на своих силах.
*В результате он отрицает свою подлинную сущность, которая включает признание своей слабости перед вечным.
Таким образом, гордый человек страдает от отчаяния, но не осознает этого, потому что его гордость не позволяет ему увидеть свою уязвимость.Гордость vs. Смирение Для Кьеркегора настоящая самость возможна только в связи с Богом. Смирение – это не рабская покорность, а признание своей ограниченности и открытость перед трансцендентным.* Гордость препятствует этому, так как гордый человек хочет сам себя создать, не принимая идею, что его существование имеет более высокий источник.
*Гордость – это самообман, в котором человек считает себя самодостаточным, но на деле он внутренне разобщён.Гордость как путь к отчуждению Кьеркегор видел в гордости иллюзию силы, которая на самом деле ведет к слабости. Он сравнивал гордого человека с больным, который отказывается признать свою болезнь. Внешне он выглядит сильным, но внутренне он закрыт для трансформации и духовного роста. Такой человек не может обрести истинную свободу, потому что боится признать свою зависимость от высшего бытия. Вывод Кьеркегорская концепция гордости противопоставляется экзистенциальному смирению. Гордость – это неспособность признать свою ограниченность, отчаянная попытка утвердить себя вне Бога. Истинное развитие, по Кьеркегору, требует преодоления этой гордыни и нахождения аутентичной самости в связи с Абсолютом.
Гордость как форма отчаяния
В «Болезни к смерти» (1849) Кьеркегор описывает различные уровни отчаяния, и на одном из них гордость предстает как иллюзия автономии. Человек гордится собой, но его гордость носит защитный характер:
Он не хочет зависеть ни от кого, даже от Бога. Он не принимает свою конечность, пытаясь построить самость только на своих силах.
*В результате он отрицает свою подлинную сущность, которая включает признание своей слабости перед вечным.
Таким образом, гордый человек страдает от отчаяния, но не осознает этого, потому что его гордость не позволяет ему увидеть свою уязвимость.Гордость vs. Смирение Для Кьеркегора настоящая самость возможна только в связи с Богом. Смирение – это не рабская покорность, а признание своей ограниченности и открытость перед трансцендентным.* Гордость препятствует этому, так как гордый человек хочет сам себя создать, не принимая идею, что его существование имеет более высокий источник.
*Гордость – это самообман, в котором человек считает себя самодостаточным, но на деле он внутренне разобщён.Гордость как путь к отчуждению Кьеркегор видел в гордости иллюзию силы, которая на самом деле ведет к слабости. Он сравнивал гордого человека с больным, который отказывается признать свою болезнь. Внешне он выглядит сильным, но внутренне он закрыт для трансформации и духовного роста. Такой человек не может обрести истинную свободу, потому что боится признать свою зависимость от высшего бытия. Вывод Кьеркегорская концепция гордости противопоставляется экзистенциальному смирению. Гордость – это неспособность признать свою ограниченность, отчаянная попытка утвердить себя вне Бога. Истинное развитие, по Кьеркегору, требует преодоления этой гордыни и нахождения аутентичной самости в связи с Абсолютом.