Блог
    Личностный рост

    Не много о мазохизме

    Психоаналитический дискурс феномена мазохизма



    Становление и определение термина «мазохизм» датируется 1886 годом и связано с именем психиатра Рихарда фон Крафт-Эбинга. Впервые он затронул специфику природы мазохизма в работе «Половая психопатия». Рихард фон Крафт-Эбинг определял мазохизм как извращение психической половой сферы, поскольку содержание полового влечения непосредственно направлено на представления подчинения противоположному полу, дабы испытать насильственные действия к себе. Вместе с тем, он не разграничивал чувство подчиненности в зависимости от гендера, отмечая его наличие как у женщин, так и у мужчин.

    Актуализирующая тенденция всё же связана с женской идентичностью, поскольку именно женщинам отводиться пассивная роль в социальных условиях. У мужчин, по мнению автора, чувство подчиненности сформировывается благодаря определенному психотипу, схожему с женским. Границы мазохизма Рихард фон Крафт-Эбинг определял степенью подчинения жизни человека воплощать фантазии в реальность в зависимости от этического, морального, психофизиологического аспекта человека.
    Таким образом, Рихард фон Крафт-Эбинг признавал наличие глубинного конфликта в развитии мазохизма, что легло в основу для дальнейшего исследования феномена мазохизма в психоаналитическом направлении. Он также указывал на роль конфликта и символизма в мазохизме, прекрасно подготовив почву для дальнейшего исследования этого явления в психоаналитической теории, в первую очередь З. Фрейдом.
    Мазохизм обычно определяется как стремление к сексуальному удовлетворению через страдание. Это определение содержит три постулата: мазохизм является по своей сути сексуальным феноменом; он выражает стремление к удовлетворению; и, наконец, мазохизм представляет собой желание страдать.

    Данные, подкрепляющие первое утверждение, сводятся к хорошо известным фактам, что дети могут сексуально возбуждаться во время порки, что при мазохистской перверсии сексуальное удовлетворение достигается тогда, когда человек подвергается унижению, порабощению, или физическому насилию, что в мазохистских фантазиях воображение подобных ситуаций приводит к мастурбации.

    В самом начале XX века Фрейд и многие его последователи писали о мазохистической динамике, отмечая ее происхождение и функции, бессознательные цели и скрытые значения. В своих поздних работах Фрейд часто возвращался к исследованию проблемы мазохизма, которую называл «загадочной» или «непонятной». Можно проследить несколько этапов развития фрейдовской теории. В работах «Три очерка по теории сексуальности» Фрейд говорил о садизме и мазохизме как о самых распространенных перверсиях и определял их как склонность причинять боль сексуальному объекту и быть мучимым. Он отмечал, что мазохизм часто представляет собой продолжение садизма, но направленного на самого себя.

    Собственная личность в данном случае замещает сексуальный объект. Фрейд отмечал, что мазохист всегда одновременно и садист. На данном этапе он исключал возможность первичного мазохизма. Фрейд подчеркивал родство пассивности и женского поведения с мазохистским поведением по отношению к сексуальному объекту. Чтобы отличить общий паттерн страдания, который служит некоторой конечной цели, от более узкого сексуального значения понятия мазохизма, Фрейд ввел понятие «морального мазохизма».

    К 1933 году это понятие было принято настолько широко, что Вильгельм Райх включил “мазохистический характер” в свою подборку личностных типов, выделяя паттерны страдания, выражения жалоб, установки на самоповреждение и самообесценивание и скрытое бессознательное желание мучить других своими страданиями. В 1933 году он назвал это «моральным мазохизмом», полагая, что, в конечном счете, «моральный мазохизм» также является сексуальным явлением. Он полагает, что потребность в наказании, служащая смягчению страха перед «Сверх-Я», является в то же время видоизмененным сексуально-мазохистским преклонением «Я» перед «Сверх-Я», причем последнее есть включение родительского образа.
    Все эти теоретические положения спорны, потому что они основаны на посылках, которые можно считать ошибочными. Мазохизм Фрейд связывает с продолжением садизма, но оно настолько сильно отошло от нормальной сексуальной цели, что временно замещающей сексуальную цель становится собственная личность. Боль, которую при этом испытывают, сходная с чувством стыда и отвращения, тех чувств, которые связанны с другими перверсиями.

    Эти чувства в человеке вызывает Супер-Эго, на проявления его либидинозные энергии. Фрейд говорит, что у детей младшего возраста, до того, как их Супер-Эго начинает оказывать на сознание ребенка большую силу, у него проявляется сексуальное поведение и может провялятся жестокость, подглядывание, рассматривание гениталий, мастурбация. Достижение морального триумфа через мазохистичные проявления, например, сломать свои игрушки отомстив за то, что отец не уделил должного внимания. Человек терпит боль, надеясь на то, что впоследствии это будет оправдано. Например, женщина терпит избиение мужа для целенаправленной выгоды. Это свидетельствует о том, что страдания будут оправданы. Или, к примеру, пытается предотвратить что-то болезненное – остаться одной.

    Проблематика мазохизма нашла свое отражение в работах Ш. Панкен «Радость страдания: психоаналитическая теория и терапия мазохизма», Э. Менакер «Мазохизм и эмержентное Эго», П. Каплан «Миф о женском мазохизме», «Мазохизм: современные психоаналитические перспективы», Р. Баумейстера «Мазохизм и самость» и других. Некоторые психоаналитики придают мазохизму не узкий, ограниченный эротичностью, а более широкий смысл.
    Так, А. Кац в статье «Парадоксы мазохизма» исходила из положения о том, что под мазохизмом можно понимать любой выраженный в словах, поступках или фантазиях поведенческий акт, который «реализуется через саморазрушение, унижение или неразумное самопожертвование личности и отрицательно сказывается на физическом или психическом состоянии человека».

    Придерживаясь широкого понимания мазохизма, американский исследователь Д. Ранкур-Лаферрьер в работе «Рабская душа России. Проблемы нравственного мазохизма и культ страдания» пришел к выводу, что «традиционное смирение и саморазрушение, конституирующие менталитет русских, является формой мазохизма». Мазохистичные и депрессивные паттерны характера совпадают, особенно на невротическом уровне.

    Отто Фридманн Кернберг рассматривал мазохистическую депрессивную личность как один из типов невротического характера. Мазохизм как часть полиморфной перверзивной инфантильной сексуальности составляет, как мы видели, ключевой аспект сексуального возбуждения, в основе которого лежит потенциально эротическая реакция на переживание дискретной физической боли и символическое превращение этой способности (то есть трансформации боли в сексуальное возбуждение) в способность растворять, или интегрировать, ненависть в любви.
    Другие авторы в меньшей степени акцентируют внимание на сексуальном удовлетворении в мазохистских феноменах, однако сохраняют положение о том, что для понимания мазохизма необходимо определять его в терминах стремления к удовлетворению.
    Аргументация, на которой основывается эта посылка, сводится к убеждению, что стремления, которые столь непреодолимы или которым столь трудно противостоять, как это имеет место в случае мазохистских стремлений, непременно должны управляться конечной целью предполагаемого удовлетворения.

    Так, Франц Александер считает, что лица, желающие принять страдания, мечтают об этом не только потому, что хотят отвратить наказание, грозящее им со стороны «Сверх-Я», но также потому, что полагают, будто, расплатившись страданием, они смогут избавиться от определенных запретных побуждений Вильгельм Райх отнес мазохистичные проявления в подборку личностных типов. Данные психологи-исследователи писали, что паттерны поведения таких людей включали муки себя и других своим поведением.

    Фриц Виттельс считает, что «мазохист желает доказать несущественность одной части своей персоны для того, чтобы жить более безопасно в другой, важной, части. Он получает удовольствие от боли, ощущаемой другим».


    К. Хорни выдвинула гипотезу, что все мазохистские стремления направлены в конечном счете на удовлетворение, а именно на забвение, освобождение от собственного «Я» со всеми его конфликтами и ограничениями.

    Одна из первых представителей психоаналитического направления Эстер Менакер описывала этиологию мазохизма как проблемы зависимости и страх переживания одиночества. Мазохист как будто призывает не оставлять его одного, иначе он сделает себе больно. Такое послание можно назвать общим для каждой мазохистической личности.
    Однако остается вопрос: определяются ли в конечном счете мазохистские феномены стремлением к такого рода удовлетворению? Говоря кратко, можно ли определить мазохизм как стремление к отказу от собственного «Я»? Хотя в некоторых случаях такие стремления можно отчетливо наблюдать, в других они неочевидны.

    Чтобы сохранить определение мазохизма как стремление к забвению и подтвердить это предположение, нам необходима другая гипотеза, а именно что это стремление дает особенно о себе знать даже тогда, когда оно не выражено явно. Подобные предположения неоднократно высказывались; например, они лежат в основе постулата о том, что все мазохистские феномены являются, в конечном счете, сексуальными по своей природе. Такое, несомненно, бывает, когда мы, не сознавая того, гонимся за неким призраком удовлетворения. Но рискованно оперировать такими предположениями, не имея для этого данных.

    Третья точка зрения, заложенная в обычном определении мазохизма, — мазохизм как стремление к страданию, — совпадает с общепринятой. Он проявляется в типичных поговорках: «человек несчастен, если ему не о чем беспокоиться, и если он не чувствует себя жертвой» и т. д. Как отмечалось ранее, основной недостаток такого аргумента состоит в игнорировании того факта, что важность влечения может определяться его способностью ослаблять тревогу. Мазохистские стремления также в значительной степени являются особым способом достижения безопасности. Данная точка зрения предполагает, что мазохистские черты указывают на две основные тенденции: склонность к саморазрушению и склонность к личной зависимости.

    Психоаналитический дискурс термина «мазохизм» подводит к заключению о том, что всё-таки, мазохизм не равно любовь к боли. С точки зрения психоанализа, мазохистическая личность страдает не потому, что получает от этого удовольствие, а потому, что надеется получить что-то ценное взамен на эти страдания.



    Особенности мазохистической личностной организации

    Психоаналитический дискурс феномена мазохизма позволил взглянуть на природу мазохистической личности с точки зрения двух основных тенденций: саморазрушения и зависимости. Таким образом, особенности мазохистической личностной организации базируются первоочередно на данных тенденциях, а вместе с тем на специфических отношениях с реальностью и средой.

    Рассмотрим каждую из тенденций более подробно. Большую часть времени индивидуум не осознает наличие тенденции к саморазрушению, а лишь наблюдает ее результат, заключающийся в ощущении себя непривлекательным, ничтожным, неумелым, глупым, никчемным. В отличие от нарциссических черт, мазохизм проявляется как склонность к самоуничтожению. Если нарциссическая личность склонна преувеличивать свои достоинства в собственных глазах и в глазах других, то мазохистская личность склонна преувеличивать свои недостатки. Нарциссический человек склонен считать, что он может легко справиться с любой задачей, перфекционист склонен считать, что он должен справиться с любой ситуацией, а мазохист склонен отвечать беспомощным «Я не могу». Нарцисс хочет быть в центре внимания, перфекционист живет в уединении, питая тайное чувство превосходства и следуя собственным стандартам, а вот мазохист старается оставаться незаметным, забиться в угол. Тенденция к личной зависимости мазохистического типа личности отличается от зависимости нарциссического или перфекционистского типа.

    Нарциссическая личность зависит от других людей, потому что нуждается в их внимании и восхищении. Перфекционист, хотя и сильно озабочен сохранением своей независимости, на самом деле также зависит от других людей, потому что его уверенность основана на автоматическом подчинении, соответствии тому, что, по его мнению, другие ожидают от него. Но он старается скрыть от себя и то, что степень его зависимости, и любое разоблачение, например, в анализе, воспринимается как удар по его самолюбию и уверенности в себе. В обоих этих типах зависимость является нежелательным следствием определенной структуры характера.

    С другой стороны, для человека мазохистского типа зависимость действительно является жизненно важным условием. Он чувствует, что не может жить без чужого присутствия, благосклонности, любви, дружбы, как не может жить без кислорода. Назовем для простоты человека, от которого зависит мазохистский тип, его партнером, будь то его родитель, его любовник, его сестра, его муж, его друг, его врач; «партнером» может быть не физическое лицо, а группа, например, члены семьи или члены религиозной секты. Человек-мазохист чувствует, что он ничего не может сделать самостоятельно и рассчитывает получить от партнера все: любовь, успех, престиж, заботу, защиту. Бессознательно, а обычно, несмотря на свою сознательную скромность и униженность, ожидания мазохиста носят паразитический характер. Его причины цепляться за другого человека столь значительны, что он может не допускать к осознанию тот факт, что его партнер не является и никогда не станет подходящим человеком для исполнения его ожиданий; он не хочет осознавать границы, которые подразумеваются в определенных взаимоотношениях. Поэтому он ненасытно впитывает любые знаки привязанности или интереса.

    Обычно у мазохиста такое же отношение и к судьбе в целом: он чувствует себя беспомощной игрушкой в руках судьбы или считает себя обреченным и не может даже представить себе хоть какую-то возможность взять судьбу в свои руки. Эти базальные мазохистские наклонности взрастают на той же самой почве, что и нарциссические и перфекционистские. При сочетании неблагоприятных воздействий деформируется спонтанное утверждение ребенком своей личной инициативы, чувств, желаний, мнений, и он воспринимает мир вокруг себя как потенциально враждебный. Полностью подчинив себе свою индивидуальность и слившись с партнером, человек мазохистского типа достигает определенного спокойствия. Его спокойствие сравнимо со спокойствием маленькой нации, находящейся под угрозой, которая отказывается от своих прав и независимости в пользу могущественной и агрессивной нации, обеспечивая таким образом защиту.

    Одно из отличий состоит в том, что малый народ помнит, что делает этот шаг не из любви к более сильному, тогда как в сознании невротика этот процесс часто принимает вид верности, преданности или большой любви. Но на самом деле мазохистский тип не способен любить и не верит, что его партнер или кто-либо еще может любить его. То, что предъявляется под знаменем преданности, является в действительности не более чем цеплянием за партнера ради избавления от тревоги. Отсюда вытекает ненадежность подобного рода безопасности и никогда не исчезающий страх того, что тебя все-таки покинут.
    Любой дружеский жест со стороны партнера приносит успокоение, но интерес, который партнер ощущает к другим людям или к собственной работе, неудовлетворение постоянной потребности в знаках позитивного интереса могут сразу же предстать в воображении как угроза оказаться покинутым и тем самым породить тревогу. .

    Нэнси Мак-Вильямс исследуя структуры личности в клиническом процессе выдвигала гипотезу о недостаточном включении мазохистических паттернов в предмет эмпирических исследований психоаналитических сообществ. Незначительный вклад исследований компенсировал широкий обзор Н. Мак-Вильямс касаемо особенностей мазохистической личностной организации, с опорой на который будет изложен дальнейший материал. Н. Мак-Вильямс утверждает, что поле для понимания природы мазохизма довольно широкое, и вероятно, отталкиваться только лишь от «самодеструктивности» было бы неправомерно.
    Самодеструктивность может присутствовать как черта у человека, капающимся в себе, а может быть чертой психотической организации, когда человек наносит себе увечья. И в том и другом случае, человек может не обладать мазохистическим чертами. Тогда вопрос в каком случаи наверняка можно судить о мазохистической личностной организации? Мазохистические тенденции от других отличает не наличие определенных черт, а то, каким целям служат данные черты. Речь идёт о способе достижения морального триумфа через переживание страдания.
    Описывая аффективный мир мазохистической личности, Н. Мак-Вильямс утверждала, что пиковыми переживаниями таковой являются глубинные бессознательные вина, обида, но в тоже время, вполне осознаваемая печали.
    Осознание печали необходимо, поскольку каждый мазохист считает себя страдающим незаслуженно, что ещё больше укрепляет позицию жертвы. В качестве защитных и адаптационных механизмов мазохистическая личность использует интроекцию, обращение против себя и идеализацию, а также, отреагирование вовне.
    Поскольку, по определению, сущность мазохизма составляют саморазрушительные действия человека, именно в защите «отреагирование вовне» мазохист «рискует» нанести ущерб собственной личности. Разумеется, природа защит в большей мере всё же не осознаваема субъектом, но так, или иначе, путь навстречу вероятной травмы, заведомо предполагает и путь преодоления травмирующей ситуации.

    Отреагирование вовне мазохистической личности проявляет себя как провокация, как умиротворение, как эксгибиционизм, и как избегание чувства вины.
    Например, зависимый мазохизт может уповать на ситуацию и судьбу, которая буквально заставила его делать ставки и рисковать. Наряду с часто применимыми защитами мазохистической личности, иногда им свойственно отрицание. Например, азартный игрок может утверждать, что действительно страдает и зависим, но в тоже время, может начать оправдывать себя различными ситуациями.
    Особенности мазохистической личности наиболее содержательно можно проследить в процессе переноса и контрпереноса. Так, большая часть мазохистических пациентов имеет тенденцию проигрывать с психоаналитиком «драму ребенка», с потребностью заботы, но возможностью получить его только при очевидном страдании. При этом, психоаналитик может восприниматься как родитель, а задача мазохистического клиента убедить психоаналитика в собственной слабости, беззащитности, и непременной нужде спасения.

    Интеграция идентичности мазохистической личности отражает четкую границу между Я и объектами- репрезентациями. Знания мазохистической личности о себе заключены в тезисы «Я- недостойный», «Я – виноватый», «Я-нуждающийся», «Я-заслуживающий быть наказанным».

    Мазохизм определяется как стремление к сексуальному удовлетворению через страдание. Это определение содержит три постулата: мазохизм является по своей сути сексуальным феноменом; он выражает стремление к удовлетворению; и, наконец, мазохизм представляет собой желание страдать.

    Пиковыми переживаниями мазохистической личности являются глубинные бессознательные вина, обида, но в тоже время, вполне осознаваемая печали. Осознание печали необходимо, поскольку каждый мазохист считает себя страдающим незаслуженно, что ещё больше укрепляет позицию жертвы.

    Заключение

    Мазохизм определяется как стремление к сексуальному удовлетворению через страдание. Это определение содержит три постулата: мазохизм является по своей сути сексуальным феноменом; он выражает стремление к удовлетворению, и, наконец, мазохизм представляет собой желание страдать. Проведенный обзор показывает нам, что, для человека мазохистского типа зависимость и присутствие действительно является жизненно важным условием. Он чувствует, что не может жить без чужого присутствия, благосклонности, любви, дружбы, как не может жить без кислорода.

    Белявский Константин - психоаналитик, гештальт-терапевт.

    Список литературы

    1. Автономов, В.А. Аддикция и аддиктивное влечение с позиции психоанализа // Вопросы наркологии. - 2011. № 3. - с. 104-122.

    2. Автономов, Д.А. Динамика взглядов на проблему аддикции с психоаналитической точки зрения //Журнал Практической психологии и Психоанализа. - 2015. - № 1. https ://psyjoumaLru/artides/dmamika-vzglyadov-na-problemu-addikcii-s-psihoanaliticheskoy-tochki-zreniya.

    3. Акопов, А. Ю. Свобода от зависимости: социальные болезни Личности / А. Ю. Акопов. – СПб.: Речь, 2008. – 224 с.

    4. Андерсон Р. и др. (ред.). Клинические лекции по Кляйн и Биону. –Litres, 2022. – 380 с.

    5. Багдасарова, Н., Демильханова, А. Проблематизация диагностической категории МКБ-11 «Игровое расстройство» ("Game Disorder") с позиций лакановского подхода // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2019. - T. 11, № 5(58) [Электронный ресурс]. - URL: http://mprj.ru (дата обращения: 25.02.2022).

    6. Бион У. Р. Нападение на связь //Антология современного психоанализа. – 2002. – Т. 1. – С. 261-272.

    7. В. М. Лейбин «Словарь-справочник по психоанализу». Серия «Psychology»: АСТ, АСТ. МОСКВА; М.- 2010.

    8. Горобец Т. Н. Реабилитация правонарушителей с наркотической зависимостью: медицинский, социальный, акмеологический аспекты [Текст] / Т. Н. Горобец // Акмеология. – 2011. – № 4 (40). – С. 58-65.

    9. Змановская Е. В. Девиантное поведение личности и группы. Учебное пособие [Текст] / Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. – СПб.: Питер, 2017. – 351 с.

    10. Изард К. Э. Психология эмоций [Текст] / К. Э. Изард. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.

    11. О. А. Скугаревский // Психотерапия и клиническая психология. – 2003. – №2 (7). – С. 25-29.

    12. Мак-Вильямс Н. М. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе / Пер. с англ. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 480 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 49).

    13. Розенфельд Г. А. Исследование потребности отыгрывания у невротических и психотических пациентов в ходе анализа (1964) //Теория и практика психоанализа. – 2020. – С. 120-135.

    14. Рудестам К. 83 Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. Л. А. Петровской.— М.: Прогресс, 1990.—368 с.

    15. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности: теория и практика психодиагностики [Текст] / Л. Н. Собчик. – СПб.: Речь, 2003.

    16. Стайнер Д. Психические убежища. Патологические организации у психотических, невротических и пограничных пациентов. – Litres, 2022. – 420 с.

    17. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2009. – 544 с.

    18. Фрэнкин P. E. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты [Текст] / P. E. Фрэнкин. – 5-е изд. – СПб: Питер, 2003. – 651 с.

    19. Фрейд З. Экономическая проблема мазохизма [Электронный текст] / З. Фрейд. – URL: https://psychoanalysis.pro/934/freud-ekonomicheskaya-problema-mazohizma

    20. Фрейд С., Бак Р. К., Грюнбергер Б., Шенгольд Л., Новик К. К. и Новик Дж. (1995). Часть III: Мазохистское извращение: Фантазия об избиении. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета.

    21. Фрейд С., Фрейд А., Фенихель О., Рейк Т., Берлинер Б., Бреннер С. и др. (1995). Часть IV: Моральный мазохизм: чувство вины, фантазии и объект. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета.

    22. Фрейд С., Лапланш Дж., и Гроссман В. И. (1995). Часть II: Мазохизм, сексуальность и агрессия. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета.

    23. Alexander, F. Psyhoanalysis of the Total Personality / F.Alexander. 1935.

    24. Bion W. R. Differentiation of the psychotic from the non-psychotic personalities //International Journal of Psycho-Analysis. – 1957. – Т. 38. – С. 266-275.

    25. Klein M. Early stages of the Oedipus conflict //Female Sexuality. – Routledge, 2018. – С. 146-158.

    26. O’Shaughnessy E. Where is here? When is now? //The International Journal of Psychoanalysis. – 2013. – Т. 94. – №. 1. – С. 7-1.

    27. Horney K. The Neurotic Personality of Our Time / K. Horney. 1937.

    28. Wittels, F. The Mystery of Masochism // Psychoanalytic Review. 1937.


    tony-rojas-lk5MYKmGyFE-unsplash.jpg