Безобъектная любовь часто случается у мужчин, у которых присутствует незавершённая сепарация с матерью.
Мать в детстве выполняла свою формальную роль нежели присутствовала эмоционально в жизни ребёнка мальчика.
Она не отвергала его физически, но ребёнок чувствовал себя таковым, так как мать не разделяла жизнь сына, когда это требовалось обстоятельствами, соответствующими его возрасту.
Именно в это время ребёнку была необходима вовлечённость матери в процесс его развития. Не было постепенного и бережного отделения его от себя и направлению на встречу с миром. Приучению к творческому познанию и коммуникации с ним.
В случае же с формальным отношением к сыну, сводящегося к в обычное выполнение свою материнских функций без вовлечённости в процесс, сепарации от матери у ребёнка не происходит и как следствие психосексуальное развитие задерживается, что сильно сказывается на объектных отношениях с противоположным полом, когда мальчик вырастает и становится мужчиной.
В отношениях мужчина становится зависимым от партнёрши, точно так же как тогда в раннем детстве и как правило в терапии такие воспоминания у пациентов часто вытеснены, потому что они считали себя тогда недостойными любви матери и им было страшно ощущать своё одиночество, этот страх был практически сопоставим со страхом смерти. Ребёнок хотел насладиться любовью матери, почувствовать себя важным для неё, побыть в центре её внимания самым дорогим для неё человеком, но этого не произошло, скорее всего мать просто не умела и не смогла дать сыну необходимое в том периоде его жизни и ребёнок оставил и продолжает нести в жизни уже взрослого самого себя, те ощущения своей ненужности. В нём сохранилось то давнее желание понравится матери, чтобы она его полюбила, теперь в отношениях с другими женщинами мужчина делает то же самое, чтобы его полюбили он пытается это заслужить, а когда наконец-таки добивается своего, то боится потерять те ощущения безопасности, которые он никогда не испытывал. В отношениях он ищет безопасность, - любви то там нет, есть сексуальное удовольствие и эмоциональная зависимость от партнёрши и страх потерять всё это.
Конечно, такие отношения как правило обречены на провал. В них невозможно выстроить сами отношения, объектные отношения с другим человеком.
В таких отношениях выстраивается зависимость от другого, ребёнок пытается завлечь мать к себе, с возрастом проявляется хитрость на разные уловки, в том числе и манипуляции с помощью которых и достигается поставленная цель, но в жизни мать вернуть и заставить полюбить себя невозможно и тогда эта навязчивость переходит на отношения с другой женщиной, которая становится «матерью» своему мужчине, долго ли она продержится в это роли?
Со временем ей естественно это надоедает, и она уходит, хотя может и терпеть продолжительное время, но это уже другая мазохистическая история, сегодня мы туда не пойдём.
Мужчина в отношениях продолжает искать безопасность и когда он её находит, то партнёрша обесценивается, ведь жить с матерью всю жизнь не входило в планы ребёнка. Тогда может возникнуть промискуитет или же если всё таки женщина не захотела исполнять материнство и ушла, тогда мужчина может затосковать по ушедшей женщине, вернее по её образу и фантазии к безопасности, не по самой личности женщины, а по своим фанатизмам, которые сформировались в раннем детстве и перетекли во взрослую жизнь и теперь являются недостижимой, но целью его либидо. Он испытывает сексуальную инстинктную агрессию к несуществующему в реальности образу, что даёт нам основание полагать, что он сейчас проживает то детское эмоциональное состояние, когда находился в процессе привлечения к себе любви матери. Получается, что либидо есть, а реального объекта нет. Реальным объектом выступает образ, смешанный из сегментов вытесненной матери с проекцией на привлекающую его женщину.
Дело, в том, что когда у мужчины возникает сексуальное влечение к женщине, то на этом «транспорте зайцем подъезжает» там самая нереализованная потребность в ответной любви матери к себе, поэтому ответные чувства другой женщины обесцениваются, так как по итогу всё таки мужчина не находит в ней мать, а со временем обнаруживает в ней другую личность, что и вызывает в нём раздражение.
В реальности, после прохождения психотерапевтического лечения, выясняется, что ему нравятся уже совершенно другие типажи личностей женщин, а тот ранее симпатизируемый им тип был ложным. Это по факту открывает перед ним новые грани жизни, где он любит женщину не только из-за сексуального влечения, а находит ещё и другие причины, создаёт с ней интересные отношения, а не навязчивые, что и искренне ценится женщиной. Она не ощущает себя инструментом для закрытия каких-либо потребностей мужчины, она становится субъектом для отношений, а не выполняет роль аварийной службы для остановки невроза прилипчивости маленького ребёнка в роли взрослого мужчины к несуществующей матери.
Фильм Марка Захарова «Формула любви» ярко демонстрирует и раскрывает такой симптом у героя фильма, который влюблён в каменную статую. Рекомендую посмотреть всем желающим. Фильм выпущен в 1984 году и на мой взгляд является психоаналитическим визуальным материалом для понимания. Конечно, там не раскрывается причина той любви к каменной статуе, но главный герой на мой взгляд очень феноменально демонстрирует влечение своего либидо к несуществующему объекту и огромное спасибо графу Калиостро, который привёз с собой живую девушку и либидо юноши было перенаправлено со скульпторы на неё. Конечно, не известно, что было дальше, сюжет фильма в принципе этого не подразумевает, возможно они потом жили долго и счастливо, а может разошлись, когда новизна в отношениях закончилась и молодого человека начался процесс обесценивания в следствии обнаружения инаковости - кто его знает.